Мое меню

Мотивация персонала лежит на перекрестье, как проблем, так и достижений организации.

Бенчмаркинг при анализе HR - практик

Бенчмаркинг как один из способов адаптации компании и развития ее функциональных областей в рамках веяний отраслевой среды весьма активно применяется на практике многими компаниями. Тенденции глобализации, такие как приход на национальный рынок международных корпораций, отраслевых гигантов мирового рынка (или рынков ряда западных стран) диктуют компаниям необходимость учета их конкурентных действий (как совершенных, так и потенциальных), что для многих организаций становится ориентиром при развитии.

Данный метод анализа особенно актуален для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, где рынок стал открытым сравнительно недавно, количество конкурентов практически в любой отрасли растет с каждым месяцем, наблюдается динамичная сегментация, формирование новых ниш и захват долей рынка, осуществляется вхождение в рынок международных компаний.

Бенчмаркинг HR - практик компании может преследовать несколько целей:

1) оценка того, как компания выполняет функции управления персоналом (находятся они в рамках ли вне установленных норм) и удовлетворяют ли HR - практики нуждам компании,

2) обучение на опыте других фирм (построение обучающейся организации стало одним из наиболее популярных направлений развития компании и ее HR - практик - см. параграф 1. 2. 5.),

) определение необходимости изменений HR - практик в организации,

) наконец, постановка направления и приоритетов развития отдела по управлению персоналом.

При использовании бенчмаркинга как инструмента анализа HR - практик компании требуется ответить на три ключевых вопроса:

ü что подвергается процессу бенчмаркинга: управление персоналом на уровне организации (системный взгляд), HR - практики, компетенции отдела УП.

ü где он осуществляется: внутри компании или вне ее.

ü как он осуществляется: проводится качественная (когда оценка строится на индивидуальном восприятии, то есть она субъективна) или количественная оценка результатов исследования (когда формулируются опросники, проводится структурированное интервью и обрабатывается массив данных).

Бенчмаркинг, однако, имеет и свои недостатки (ошибки при использовании):

- он может привести к определенным ограничениям в развитии компании, может превратиться в «порочный» круг: компании будут изучать и копировать HR - практики друг друга, но при этом не будут приумножать свои знания, вносить качественные улучшения в процесс управления;

- к тому же, когда HR - практики рассматриваются изолированно, полное их понимание не может быть достигнуто. К примеру, если рассматривать только практику проведения тренингов, то сложно понять принцип ее построения без анализа подбора, продвижения и вознаграждения персонала, а также изучения культуры, истории и философии управления организации.

Великолепным примером активного применения бенчмаркинга при осуществлении деятельности на динамично развивающемся рынке могут служить действия российских сетевых компаний, описанные В.В. Радаевым в его статье «Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей».

В своей статье Радаев рассматривает сектор розничной торговли (в основном продуктовые сети и сети бытовой техники), развитие которого в первой половине 2000-х годов было особенно бурным. При этом активизация рыночных игроков и появление большого количества новых магазинов обусловлено не только повышением покупательской способности населения, но и намерением иностранных корпораций осваивать один из наиболее привлекательных (по оценкам иностранных экспертов, таких как компания A.T. Kearney) рынков розничной торговли.

Российские компании осознают тот факт, что конкурентная борьба с западными корпорациями на рынке розничной торговли (где последние функционируют уже не один десяток лет), изначально может считаться фактически проигранной. Выражаясь в терминах индустрии спорта, разные весовые категории иностранных и отечественных компаний изначально мешают им вести борьбу на одном уровне. Учитывая такое положение дел, наиболее активные игроки российского рынка ритейла, которые претендуют на статус лидеров, стремятся уже не столько бороться с нынешними и потенциальными иностранными конкурентами, сколько отвоевать долю рынка у отечественных компаний. Таким образом, действия по развитию своих компаний они соотносят с развитием конкурентов и стремятся превзойти их по всем позициям. При этом созревание отрасли розничной торговли происходит на базе организационных форм и технологий развития организации, заимствованных у глобальных ритейлеров.

Перейти на страницу: 1 2

Руководство и лидерство

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи...

Понятие и сущность кризисной ситуации

Понятие "кризис" тесно связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения...

Копирование материалов сайта запрещено © 2022